Екатерина Лиепа: «Каждый ребенок талантлив»

Екатерина Лиепа: «Каждый ребенок талантлив»

В легендарной балетной семье Лиепа, без сомнений, знают, как воспитывать гениев. Марис Лиепа – великий балетный танцовщик, премьер Большого театра, передал свой талант детям: по стопам великого отца пошли сын Андрис и дочь Илзе, младшая дочь Мария стала актрисой. Адрис Лиепа выбрал своей спутницей жизни Екатерину Лиепу, в недавнем прошлом приму Мариинского театра, а ныне активного общественного деятеля, соучредителя фонда им. Мариса Лиепы, основателя детской школы танцев Prime Academy и президента благотворительной компании Stand4. Екатерина поделилась с «Калякой-Малякой» секретами воспитания своей дочери Ксении – продолжательницы талантливой династии.

Екатерина, как вы думаете, каждый ребенок талантлив?
- Да, непременно. Я считаю, что Господь наделяет каждого маленького человечка, который вступает в этот мир, определенными талантами. Нужно лишь заметить задатки этих талантов. Поэтому так важно внимательно наблюдать за поведением ребенка, за его реакцией на те или иные вещи. Но именно наблюдать и направлять, а не давить и не навязывать собственное мнение.

Что нужно для того, чтобы раскрыть таланты ребенка?
- Внимание, время. В первую очередь важно не подавлять ребенка и его стремления, а тонко чувствовать его настроения и желания, давать ощущение пространства, свободы. Я очень часто вижу, как властные родители ведут строгую политику воспитания, не обращая внимания на желания ребенка. Приведу пример. Мой знакомый мечтал увидеть спортивные достижения своего сына: отдавал его в баскетбольную секцию, на плавание, пробовали и другие виды спорта, однако нельзя сказать, что получалось успешно и с удовольствием, скорее наоборот. Затем семья переехала в Англию. В местной школе один из предметов был музыкальный, а инструмент предлагалось выбрать. Выбрали альт. И мальчик раскрылся, проявились яркие музыкальные способности, а главное – мальчику это занятие нравилось. Талант был отмечен преподавателями, которые сообщили родителям, что, если мальчик захочет дальше развиваться в музыке, школа предоставит все условия для этого. То есть необходимо очень внимательно подходить к воспитательному вопросу и ни в коем случае не давить на ребенка.

лиепа2.jpg По-вашему, сколько времени родители должны посвящать ребенку, развитию его творческих способностей? На ваш взгляд, достаточно ли занятий в детских садах и школах или нужно продолжать их и дома?
- У всех разная жизненная ситуация. Прекрасно, если мама или папа могут посвятить ребенку весь свой день, но далеко не у всех есть такая возможность. И если этой возможности нет, то важно, с кем ребенок будет проводить время в отсутствие родителей. Незнакомый это человек или родственник – важно, что ребенок будет впитывать его поведение, пластику, культуру. Об этом непременно нужно задуматься.
Я за то, чтобы до 4 лет не нагружать ребенка, а с 4 можно добавить к садику какие-то творческие занятия. На мой взгляд, физические упражнения должны присутствовать непременно. Ограничивать ребенка не стоит, тем более что сегодня для этого существует множество возможностей особенно в крупных городах. Сегодня в моей танцевальной школе Prime Academy обучаются дети с трех с половиной лет. Я отчетливо могу проследить разницу в развитии этих детей. Есть те, которые посещают несколько различных занятий одновременно (к примеру, танцы, фигурное катание). А есть те, кто успевают освоить лишь один вид. Первые моментально впитывают информацию, схватывают просто налету. Вторым это дается с трудом. То есть чем больше занят ребенок, тем больше он успевает, конечно, при условии, что занятия доставляют ему удовольствие.

Психологи полагают, что начинать развивать творческие способности ребенка можно в самом раннем возрасте – с 2-3 лет. Уже можно пытаться рисовать, лепить простейшие детали…
- Да, несомненно, в этом возрасте это очень полезно. Лепка развивает фантазию, мелкую моторику, объемное воображение. Сейчас прекрасное время: существует большой выбор различного пластилина любых ярких цветов, который не пачкается, не пахнет; красок, которые легко отстирываются и отмываются (родители могут не переживать за одежду ребенка или окружающие поверхности).
Когда моя дочка Ксения находилась была совсем маленькой, мы выделили ей целую стену, покрашенную и штукатуренную, карандаши и мелки, которыми она могла свободно рисовать на ней.
Я советую родителям не запрещать, не ограничивать ребенка. Если выделить ему целую стену проблематично, повесьте бумагу, пусть ребенок рисует. Это, несомненно, и психологическая разгрузка для детей.
Ксюша еще обожала лепить. Ей нравился пластилин разных цветов, нравилось выдавливать из него различные формы и фигурки.

А помните ли Вы, как выглядели ее первые «шедевры»?
- Конечно. Некоторые рисунки мы даже сохранили. Я помню, что в самом раннем детстве, когда она только начинала пробовать рисовать, ей очень нравилось смешивать краски и рассматривать получившийся результат. Мне кажется, всех детей в раннем возрасте больше интересует не форма, а цвета и их соотношения.

На ваш взгляд, что эти занятия дали вашему ребенку?
- Во-первых, как говорят многие специалисты, это развитие мелкой моторики и воображения. Во-вторых, мне кажется, это еще и обретение внутренней раскрепощенности. И это очень важная составляющая. Не нужно вкладывать карандаш в ручку малыша. Просто положите его на стол, и ребенок сам инстинктивно поймет, как им рисовать. Для ребенка – это его маленькое открытие. Такие «открытия» развивают в детях ощущение внутренней свободы и помогают раскрыть его индивидуальность.

Продолжает ли ваша дочь заниматься творчеством?
- Если отнести танцы к творчеству, то – да. Это ее хобби, не профессиональный спорт. Она ходит на хореографию и современные танцы, еще у нас есть теннис, и сейчас Ксюша очень увлечена фотографией.

untitled-2.jpgТанцы – это Ваше влияние? Что они дают Вашему ребенку?
- Позитивное влияние танцев я вижу не только на примере своей дочери и всей нашей семьи, но и на примере учеников моей школы танцев. Школа работает уже 2 года, там занимаются дети от 3,5 до 18 лет. Мы воспитываем в учениках определенную культуру: в музыке, в пластике. Я тщательно слежу за правильной программой на каждом курсе обучения. На мой взгляд, ученикам необходимо гармоничное развитие. Хорошо, когда ребенок занимается не одним направлением, к примеру, хип-хопом, а посещает еще класс хореографии. Это необходимо для культуры тела, для осанки, для растяжки. Особенно это важно для девушек – ты владеешь своим телом, знаешь, как его держать, как красиво повернуть голову, как изящно пройти и так далее.

Ине известно, что помимо школы Вы занимаетесь благотворительностью…
- Да, действительно так. Моя компания Stand4 организует благотворительные вечера для больных детей под названием «Подари детям сказку». К сегодняшнему дню нам удалось помочь более 25 больным детишкам. Я благодарна Господу Богу за возможность заниматься любимым делом – благотворительностью и помогать больным детям. Не передать словами, какой энергетический и эмоциональный заряд это дает: жизнь обретает особый смысл. Радость от того, что ты помог больному ребенку, затмевает любые проблемы и негативные стороны жизни. с детьми.jpg