Воспитание по-японски

Воспитание по-японски

В вопросах воспитания Японии принадлежит пальма первенства. Именно японцы первыми стали утверждать, что воспитывать ребенка нужно до 3 лет, а потом его можно только развивать. С полной уверенностью можно утверждать, что Япония — это настоящий детский рай на земле, где нет запретных плодов… Воспитание в семье Японцев часто называют стареющей нацией. Затухание семейной линии здесь считается страшным бедствием, чуть ни катастрофой. Для японцев семья и дети – святое. Этим и объясняется очень бережное, почти боготворящее отношение к детям. Поэтому здесь для малышей не существует никаких ограничений. Никто не ворчит, не наказывает, не отчитывает. Почти полностью отсутствуют телесные наказания. Но такое отношение родителей к своим детям вовсе не означает, что ими не занимаются. Да, их тоже наказывают, но в такой мягкой форме, что кажется, дети сами воспитывают себя. Собственный пример правильного поведения в обществе, косвенное выражение недовольства поступками детей, избежание ситуаций конфронтации с желанием и волей ребёнка, расширение эмоционального с ним контакта – вот основные направления воспитания в японской семье. Основное внимание уделяется развитию у детей гармоничных отношений с другими людьми. Именно с этой целью их в возрасте 1-1,5 года отправляют в детские дошкольные учреждения. 

Воспитание в детских дошкольных учреждениях 

яп дети.jpgДетский сад и ясли в Японии – именно то место, где у ребёнка формируется характер. Здесь они живут большую часть суток, здесь происходит их умственное развитие, укрепляется физическое здоровье, развиваются индивидуальные творческие способности. Так маленькие дети полутора лет учатся здесь, пусть ещё и не осознанно, жить в коллективе. Среди своих сверстников они обучаются языку, приобретают уверенность в своих силах, необходимые жизненные навыки. Даже ссора из-за игрушки является важным воспитательным моментом, элементом межличностных отношений. Взрослые не должны вмешиваться в такие ситуации, ибо они мешают учиться малышу жить в коллективе. «Ссоры потому важны, что они развивают инициативу каждого», - утверждают японские педагоги. В два года, когда происходит основное развитие речи детей, в играх и игровых ситуациях формируются их двигательные навыки. Большое внимание в этом возрасте уделяется декоративно-прикладному творчеству: аппликации, рисованию, работе с бумагой, умению плести верёвочки и узелки. Так развивается мелкая моторика пальцев рук, такая необходимая ребёнку для написания иероглифов. Через различные игровые ситуации, как бы имитирующих жизненные, у трехлеток формируют представление об обязанностях. В это время у них развивают чувство единения с коллективом. И помогает в этом хоровое пение – выделение одного какого-нибудь ребёнка из коллектива детей считается у японцев крайне непедагогичным. В четыре года малышей учат быть оптимистами, отличать добро от зла. А вот лозунг пятилеток – «Каждый может стать лидером!». В возрасте 5 лет дети должны выполнять определённые требования к себе: себя обслуживать, самому составлять планы какой-нибудь деятельности, быть непривередливым в еде и т.п. 

Развитие творческих способностей 

Наряду с развитием основных навыков ребёнка большое внимание уделяется развитию его творческих способностей. Для детского творчества нужно совсем немного: свобода действий, время и поддержка взрослых. Если ребёнка ругать за то, что он нарисовал не так, как хочет взрослый, то со временем всё желание рисовать пропадёт. И можно будет смело говорить, что «мой ребёнок ни на что не годный». Японские дети, начиная с трёхлетнего возраста, под руководством опытных педагогов рисуют чуть не каждый день. В результате годам к десяти они могут различать около 260 оттенков, разбираются на уровне взрослых во всех видах изобразительного искусства. 

Система воспитания «икудзи» 

Японцы воспитывают своих детей по системе «икудзи». Согласно ей, взрослые, и в первую очередь, родители развивают у малышей самообладание, учат чувствовать настроение окружающих людей, тактично вести себя с другими. Система «икудзи» утверждает, что надо учиться на своих ошибках, искать причинно-следственные связи своих действий. Для того, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, утверждают японцы, необходимо развивать ребёнка физически, эстетически и интеллектуально. И только тогда дети будут творить добро, сопереживать, стремиться к прекрасному. Малыш должен видеть окружающую его красоту ежеминутно, слышать пение птиц, плеск волны и шум ветра. И ребёнок, и взрослый должны уметь удивляться!