Разговор с психологом: «Развиваться никогда не рано»

"Разиваться никогда не рано"

Богачкина Наталия Александровна
Окончила Саратовский государственный университет (факультет биологии, отделение психологии)
Защитила кандидатскую диссертацию по педагогике (к.п.н.)
Автор книг по детской психологии: Энциклопедия подготовки к школе;, 2008; «Настольная книга завуча начальной школы», 2007; «Играю значит интересно я живу», 2008;
Соавтор книг по детской психологии: «Как преодолеть детскую застенчивость», 2007; «В гостях у праздника», 2007


к первому вопросу главная.jpgНаталия Александровна, может ли детская канцелярская продукция, которой изобилуют современные магазины, помочь ребенку в творческом развитии? Или это лишь расходный материал, с помощью которого можно занять ребенка?
- Многие родители действительно недооценивают роль современной детской канцелярии. При грамотном подходе детская канцелярия поможет вырастить гармоничную, творчески одаренную личность.
Хорошо известно, что большую часть времени ребенок играет, а с момента поступления в школу – учится. Именно через эти ведущие виды деятельности формируют его психические и поведенческие качества, происходит процесс вхождения в социальную жизнь.
Однако ребенок не ограничивается игрой и учебой. Начиная примерно с 1,5 – 2 лет он овладевает так называемыми продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Они становятся ключом к эмоциональному пониманию мира, развитию воображения, чувства прекрасного и т.д., что не всегда возможно в условиях игры или учебы. Например, рисуя или вылепливая какой-то предмет, или вырезая аппликацию, ребенок вспоминает, как выглядит этот предмет, представляет его, наделяет дополнительными свойствами. В результате ребенок развивает не только наглядно-действенное мышление («ручное»), но и наглядно-образное, то есть воображение.
Осуществление продуктивной деятельности невозможно без карандашей, красок, пластилина, цветной бумаги, то есть всего того, что мы называем детскими канцелярскими товарами. Правильно подобранная канцелярия, соответствующая возрасту ребенка, разнообразная, красочная, отвечающая всем экологическим требованиям, поможет взрослым в развитии своего любимого чада.

На что следует обратить внимание, занимаясь творчеством с самыми маленькими детками от 1,5 до 3 лет? Чем можно их заинтересовать в столь нежном возрасте?
- Период от года до трех лет в психологии называется «ранним возрастом». В самом начале раннего возраста ребенок начинает ориентироваться в окружающей обстановке, узнавать знакомых людей, предметы, начинает усваивать основные свойства предметов: величину, форму, цвет. Это формирует его мышление, ведущим видом которого в этом возрасте является наглядно-действенное, то есть «мышление руками».
ко второму вопросу.pngК двум годам, как я уже говорила, у ребенка начинают складываться продуктивные виды деятельности. Простейший из них – рисование. Малыш учится наносить карандашом штрихи, изображает каракули. Движения малыша еще не совсем скоординированные, мышцы рук не окрепшие, поэтому целесообразно предлагать ему толстые короткие трехгранные карандаши. Такие карандаши легче удержать в руке, а трехгранная зона формирует привычку правильно держать пишущий предмет.
ко второму вопросу 3.pngПравильное восприятие цвета помогут сформировать пальчиковые краски. Начните с четырех основных цветов – красного, синего, желтого и зеленого, которые ребенок различает с первых дней жизни. Когда малыш освоит их, можно предложить ему расширить палитру, в том числе за счет флуоресцентных цветов – это обогатит его представления о цвете и его сочетаниях.
ко второмй вопросу 4.pngПолезен и крупнозернистый пластилин. Конечно, ребенку еще не доступно воссоздание сложных предметов, но, раскатывая «колбаску», формируя пластилиновые шарики, малыш массирует ладошки, подготавливая мышцы рук к более сложным действиям.

к третьему вопросу главная.jpgЧто можно предложить ребенку в 3-6 лет? Чем примечателен этот период?
- Дошкольный возраст – период расцвета продуктивных видов деятельности. Такого количества рисунков, которые создает ребенок в 4-6 лет, вряд ли можно встретить в любом другом возрастном периоде. При этом проблема «не умею рисовать» совсем не волнует юного художника.
Анализируя детские рисунки, поделки, можно судить об умственном развитии ребенка, так как переход от каракуль к схематическому, а затем и объемному рисунку, появление сюжета являются свидетельством того, что наш дошкольник умеет оперировать образами, может сравнивать предметы с образцом, то есть способен моделировать.
Более богатым становится и цветовое восприятие. Малыш улавливает оттенки цветов, воспроизводя их в рисунках и аппликации. При этом активно развивается воображение, эмоциональная сфера.
Такое богатство продуктивной деятельности требует серьезных запасов различной канцелярии. Пластилин, масса для лепки, шариковый мелкозернистый пластилин, различная по фактуре и цвету бумага, цветные карандаши, фломастеры, самые разнообразные краски, гель – эти и еще масса полезных товаров обязательно должны присутствовать в доме, где живет такой «продуктивный» дошкольник.

Для детей, которые уже пошли в школу, занятия творчеством столь же актуальны?
- При поступлении ребенка в школу ведущей становится учеба, однако продуктивные виды деятельности не теряют своей важности. Наш ребенок подрос, восприятие уже мало чем отличается от восприятия взрослого, наглядно-образное мышление достаточно развито, активно начинает развиваться логическое мышление, а пальчики окрепли и уже могут воспроизводить тонкие и сложные манипуляции. Малышу уже под силу сложные поделки из разных видов бумаги (крепированной, бархатной, фольги и т.д.), он уже может создавать свои первые витражи с помощью специальных детских витражных красок, вместе с родителями не составит труда освоить творчество с акварельными карандашами и т.д. Не пренебрегайте этими занятиями. Они облегчат малышу первые годы учебы. Так, процесс рисования во многом схож с процессом письма, не овладев в детстве карандашами или фломастерами, перейти в школе на ручки будет довольно сложно, а, к примеру, расположение деталей аппликации помогает овладению элементарными азами математики.