Разговор с психологом: "Раскрывайте таланты!"

"Раскрывайте таланты!"

Богачкина Наталия Александровна
Окончила Саратовский государственный университет (факультет биологии, отделение психологии)
Защитила кандидатскую диссертацию по педагогике (к.п.н.)
Автор книг по детской психологии: Энциклопедия подготовки к школе;, 2008; «Настольная книга завуча начальной школы», 2007; «Играю значит интересно я живу», 2008;
Соавтор книг по детской психологии: «Как преодолеть детскую застенчивость», 2007; «В гостях у праздника», 2007

Наталия Александровна, наличие тех или иных способностей у ребенка определяется исключительно природой или зависит от условий воспитания ребенка, среды, отношений в семье, внимания, которое уделяется малышу?

Прежде, чем вести разговор о значимости воспитания в развитии способностей ребенка, давайте определимся с понятием «способностей», «задатков», «таланта» и прочих близких к ним.
«Задатки» – это врожденные особенности человека, которые способствуют лучшему развитию и раскрытию его способностей. Без этих унаследованных свойств, вряд ли можно добиться каких бы то ни было значительных успехов в определенных видах деятельности. Однако наличие задатков само по себе еще не является залогом успеха в жизни человека. Разовьются ли из них способности, зависит от нескольких условий, важнейшее из которых – правильно и своевременно организованный взрослыми процесс усвоения знаний и умений.
Иными словами, «задатки» – это то, что дано ребенку природой, при рождении, генетически. В каждом ребенке от рождения заложен значительный творческий потенциал. Но любые «задатки» так и могут остаться в «спящем» состоянии и не проявить себя, если родители не смогут создать условия для их развития.

Как обнаружить в ребенке те или иные способности?

Психологи и педагоги единодушны в том, что способности можно и нужно развивать, однако прежде, чем что-то развивать, надо, чтобы это что-то было сформировано. Поэтому необходимы определенные условия, при которых формирование способностей будет проходить наиболее эффективно. Важнейшее из условий – это выявление задатков. Это очень важный этап в развитии способностей. Выявить наличие тех или иных способностей у ребенка можно как с помощью простого наблюдения, так и проведения различных тестов.
Определить, насколько одарен ребенок, легче родителям, нежели специалистам. Ведь именно они проводят с ребенком больше всего времени, наблюдают за ним в различных ситуациях, замечают, что больше всего интересует малыша, как он общается с взрослыми и сверстниками. Назовем наиболее яркие показатели одаренности ребенка. Черта, которая бросается в глаза у одаренных детей – это живость ума. Они очень разговорчивы, как правило, у них хорошая память, у многих развит дух соревнования. Такие дети быстро воспринимают информацию, очень «чувствительны» к новым идеям, но, одновременно, очень «чувствительны» к критике. Одаренных детей не следует наказывать, им достаточно деликатно указать на ошибки, не отказывая при этом в поощрении, если они его заслужили.
На этапе раннего развития (2-3 года) одаренность проявляется в активной реакции малыша на новизну: новая игрушка, новый звук, новая книжка с картинками и т.п. У таких детей потребность в новых ощущениях выше, чем физиологическая потребность в еде и сне, она очень стойкая. О таких малышах взрослые говорят, что они очень любознательные.
В младшем и среднем дошкольном возрасте одаренность ребенка проявляется в большом количестве вопросов, которое он задает. Одаренный «почемучка» гораздо больший «почемучка», чем его сверстники, он требует от взрослых сиюминутные развернутые ответы.
Одаренный старший дошкольник – это исследователь, он пытается самостоятельно найти ответы на интересующие его вопросы.

IMG_9924.jpgIMG_9298.jpgIMG_0174.jpgIMG_0126.jpg

А если говорить более конкретно, то какие задатки первыми дают о себе знать?

Исследователи детской одаренности отмечают, что наиболее рано проявляются музыкальные или художественные задатки.
Музыкальные задатки в раннем возрасте (1-3 года) проявляются в повышенном внимании к новым звукам, более длительном слуховом сосредоточении. В 3-4 года малыша привлекает самостоятельное извлечение звуков, имитация игры на музыкальных инструментах. В 5-6 лет он начинает придумывать что-то своего, пытается «писать» музыку.
Раскрытие художественной одаренности идет по схожему пути: острая наблюдательность и сильная впечатлительность в раннем возрасте, далее ребенок начинает отличать оттенки цветов, цветовые контрасты, красоту природных явлений.
Так же рано могут проявляться способности к математике. Маленькие дети играют с числами, находя их на ценниках в магазине, рекламных вывесках и т.п.

Существуют ли техники или тесты на определение задатков у ребенка?

Психологи и педагоги используют в диагностике детской одаренности определенные методы и методики, которые можно подразделить на три группы: диагностика креативности, интеллекта и психосоциального развития личности. Психодиагностическое обследование лучше оставить специалистам, а вдумчивым родителям можно предложить методику оценки общей одаренности, разработанной профессором А.И. Савенковым:

Инструкция
Внимательно оцените Вашего ребенка по уровню сформированности у него следующих характеристик:

  1. Любознательность. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (пытается разбирать игрушки, исследует строение предметов, растений, поведения людей, животных и др.).
  2. Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, задавать вопросы.
  3. Способность к прогнозированию. Проявляется не только при решении учебных задач, но и в прогнозировании последствий элементарных жизненных событий.
  4. Словарный запас. Это не только большое количестве используемых в речи слов, но и умение (стремлении) строить сложные предложения, придумывание новых слов для обозначения новых, введенных ребенком понятий или воображаемых событий.
  5. Способность к оценке. Способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
  6. Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
  7. Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, умение формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
  8. Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
  9. Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Уровень сформированности каждой характеристики у Вашего ребенка оцените по 5-балльной шкале:

  • 5 - оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
  • 4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
  • 3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
  • 2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
  • 1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
  • 0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективным, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка:

качествобалл
Любознательность5
Сверхчувствительность к проблемам4

Способность к прогнозированию

3

Словарный запас

5

Способность к оценке

3

Изобретательность

5
Способность рассуждать и мыслить логически5
Настойчивость5
Перфекционизм5

1.JPGПо результатам постройте девятиугольник (оставленные отметки, либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых, будут равны длине той или иной грани девятиугольника. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации. Ваша «звездочка» даст Вам наглядное представление о том, в каком направлении нужно двигаться, над какими гранями больше работать.

А как определить малыш – будущий «технарь» или гуманитарий?

Я бы не советовала молодым родителям придавать большое значение этому разделению. В действительности они весьма условно и в большинстве случаев надуманно. Специалисты сходятся на том, что гуманитарно одаренных детей, которые совсем не способны к точным наукам, и, наоборот, прирожденных «технарей» – всего 1-2 процента. Кроме того, многие технические деятельности требуют наличия гуманитарных способностей, и наоборот. Так что лучше давать ребенку возможность гармонично развиваться во всех направлениях, а выбрать то, которое ему больше по душе, он сможет сам в более сознательном возрасте.

Обнаружить у ребенка те или иные способности – это полдела. Нужно эти способности развивать…

Решающее значение для развития ребенка имеет то воспитание, которое малыш получает в раннем возрасте в семье. Уникальность каждой семьи определяет и индивидуальность сознания ребенка. Полученный в семье запас умений, навыков, знаний поможет в дальнейшем лучше проявить себя в школе, найти друзей.
Для развития у малыша как можно большего числа потенциальных возможностей необходима забота и любовь родителей, которые дают ему ощущение спокойствия и создают благоприятный фон для его развития. Существуют подтвержденные данные о том, что у детей, растущих в благоприятных семейных условиях, интеллектуальный и творческий уровень развития на 20 пунктов выше.

Вот несколько простых советов, которые помогут поднять IQ Вашего ребенка и его творческие способности:

  • обеспечьте ребенка игрушками, необходимыми канцтоварами (бумагой, принадлежностями для рисования, лепки, аппликации), музыкальными инструментами – всем тем, что поможет ребенку «калякать» и «малякать», удовлетворяя тем самым потребности в получении новых впечатлений. Следите за тем, чтобы необходимый запас канцелярских товаров всегда был в доме
  • Реально оценивайте способности Вашего ребенка. Слишком высокие требования вряд ли можно предъявлять каждому малышу и, в результате, неудачи, неоправданные ожидания и критика сформируют у ребенка заниженную самооценку, неуверенность в собственных силах;
  • Хвалите ребенка осознанно, а лучше не самого малыша, а результаты его деятельности («Какой красивый домик ты нарисовал!», вместо «Какой ты замечательный художник!»);
  • Творите вместе с ребенком, например, принимайте участие в выставках поделок всех членов семьи. Но непременно дозируйте свое вмешательство. Ребенку важна самостоятельность и личное пространство.
  • Развивайтесь сами и тогда Вы будете интересны и собственному ребенку.

Некоторые ребятишки слишком застенчивы и это мешает им проявляться свои способности, особенно в кругу сверстников? Как помочь ребенку справиться с застенчивостью?

Для развития у малыша как можно большего числа потенциальных возможностей необходима забота и любовь родителей. Выросшему в любви ребенку передаются ощущения спокойствия и защищенности, что повышает уверенность в своих силах и возможностях, способствует формированию адекватной самооценки. Такие дети редко страдают застенчивостью и комплексуют перед сверстниками. Но, к сожалению, далеко не все дети растут в идеальных для их творческого развития условиях. Излишняя требовательность родителей, критика, неспокойная семейная ситуация действительно могут сформировать в малыше застенчивость и зажатость, которые будут мешать ему проявлять свои таланты и неординарность в полной мере. Как с этим бороться? Это очень важный и сложный вопрос, достойный отдельного разговора.

Уважаемые родители, рассказ нашего психолога о детской застенчивости и о том, как с ней бороться, читайте в следующем "Разговоре с психологом".