IMG_8664.JPG

Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев

В.А. Сухомлинский

Знакомая ситуация, не правда ли: Вы с ребенком приходите к логопеду с жалобами, что Ваше чадо плохо разговаривает, а специалист вместо того, чтобы поговорить с малышом, тут же вручает ему какую-нибудь мозаику, пазл или шнуровку и предлагает поиграть. С помощью таких игр специалист не только занимает непоседу, которому быстро наскучит слушать «взрослые» разговоры, но и оценивает уровень развития мелкой моторики рук у Вашего ребенка.

Казалось бы, какая связь между развитием речи и умением детей застегивать/расстегивать пуговицы или завязывать шнурки? Связь есть, и самая прямая. Но давайте по порядку.

Итак, мелкая моторика рук — это все, даже самые незначительные, движения, которые человек совершает с помощью пальцев и ладоней. Развитию мелкой моторики не случайно уделяется так много внимания. Влияние действий, совершаемых руками, на развитие головного мозга было замечено еще в Древнем Китае во II веке до н.э.

С восточными мудрецами не только согласились, но и обосновали их гипотезы отечественные физиологи. Так, исследования В.М. Бехтерева доказали, что простыми движениями рук можно не только снять умственную усталость, но и добиться улучшения произношения многих звуков, помочь ребенку в освоении речи.

Секрет прост — все дело в строении нашего головного мозга, где центры, отвечающие за речь и за движения пальцев рук, являются ближайшими «соседями», поэтому, стимулируя мелкую моторику и заставляя тем самым работать соответствующие отделы мозга, мы «беспокоим» и «соседей», отвечающих за речь. Формирование речи – удивительная и сложная работа, которая проходит незаметно для нас. Но в наших силах помочь своему ребенку, развивая мелкую моторику его рук.

Для такого развития нет необходимости ждать какого-то определенного возраста: можно, и даже нужно, начать с первых дней жизни вашего малыша. Сначала это может быть обычный массаж ручек, чуть позже вам на помощь придут всем известные «Сорока-ворона», «Ладушки-ладушки», «Коза рогатая» и другие игры, которые вызовут бурю восторга у Вашего карапуза.

Когда непоседа подрастет и «Коза рогатая» станет уже неинтересна, для развивающих игр можно будет использовать и подручные материалы (шнурки, крупу, пуговицы, воду, бусинки, посуду и т.д.), и «магазинные» материалы для детского творчества, от обилия и разнообразия которых просто глаза разбегаются. 49078.pngРассмотрим подробнее некоторые из них, надеемся, это поможет Вам в выборе.

Начнем с пластилина, разминая который ребенок развивает мелкую моторику своих ладошек. С этим-то материалом, известным еще с нашего детства, трудностей возникнуть не должно. 49078_1.pngПри покупке пластилина, обратите внимание, чтобы он был не слишком твердым (тяжело лепить), не слишком мягким (будет прилипать и к рукам, и к поверхности, на которой лепите). Также пластилин не должен крошиться и пачкать руки.

Индустрия товаров для детей не стоит на месте. Множество производителей помимо традиционного пластилина предлагают несколько видов шарикового. Шариковый крупнозернистый пластилин идеально подходит для самых маленьких творцов: легко делится на части, позволяя создавать малышам простые фигурки. Деток постарше заинтересует шариковый мелкозернистый, подходящий для декорирования поделок и создания аппликаций. Главное достоинство этих видов пластилина в том, что он ни к чему не прилипает: руки, волосы и окружающие маленького творца поверхности останутся чистыми.

65095_1.png65095_2.pngВ качестве альтернативы пластилину для лепки также можно выбрать специальную массу – мягкую, легкую, бархатистую, очень приятную на ощупь. После лепки она застывает на воздухе, превращая поделку в настоящую игрушку. Если Вы хотите использовать ее неоднократно, после занятий нужно будет позаботиться о герметичности упаковки.

61027.pngНаверняка, ни у кого не вызовет удивления тот факт, что малышам быстро надоедают однообразные занятия. Наскучит лепка — предложите ему заняться вырезанием. Только не забудьте перед этим приобрести безопасные ножницы с закругленными кончиками и защищенными лезвиями. Уверены, ребенку будет интереснее экспериментировать с бумагой, различающейся не только по цвету, но и по фактуре. Тут в дело пойдет и обычная цветная бумага, и фольга, и гофрированный картон, и бархатная бумага. 64808_2.pngСами вспомните, с каким удовольствием в детстве Вы проводили ладошкой по бархатному листу, а ведь это еще и дополнительная стимуляция нервных окончаний на пальчиках.

Надеемся наш небольшой экскурс в мир мелкой моторики и развивающей ее детской канцелярии поможет Вам сделать правильный выбор и помочь своему ребенку развиваться гармонично.